arsenal

21 ноября 1949 года Постановлением Совета Министров СССР образовано Центральное конструкторское бюро №7 (ЦКБ-7) - ныне АО Акционерное общество «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе» (АО «КБ «Арсенал»).

15 октября 2011 года Санкт-Петербургский "Арсенал" отметил 300-летие со дня основания: "Арсенал" создан на базе Морского артиллерийского центрального конструкторского бюро и основанных Петром I в 1711 году «Пушечных литейных мастерских», где проектировались и изготавливались первые российские пушки для вооружения армии и флота.

"Арсенал" стал головным предприятием оборонной промышленности и одним из ведущих разработчиков и изготовителей космической техники, корабельных артиллерийских и пусковых установок. Находится в ведении ГК "Роскосмос".

Созданием космической техники  «Арсенал» начал заниматься с 1969 года, участвовал в ряде крупных космических проектов и программ, в том числе в разработке системы МКРЦ (КА двух типов: радиотехнической разведки «УС-П» с солнечной энергоустановкой и радиолокационной разведки «УС-А» с ядерной энергоустановкой (ЯЭУ), космических аппаратов фотонаблюдения, проекта «Энергия — Буран», КА «Плазма-А» («Космос-1818» и «Космос-1867»), «Космос-2326», «Космос-2367», «Космос-2421»,  космических средств дистанционного зондирования Земли, ведет исследования физики распространения электромагнитных волн в околоземном пространстве.

zarya

20 ноября 1998 года с космодрома "Байконур" был осуществлен успешный запуск РН «Протон» с первым модулем МКС - функциональным грузовым блоком (ФГБ) «Заря».

Это событие ознаменовало начало строительства Международной космической станции.

Функционально-грузовой блок «Заря» изготовлен  ГКНПЦ им. Хруничева по заказу американской стороны и является собственностью НАСА.

При разработке и строительстве модуля использовался технологический задел по транспортному кораблю снабжения, на основе которого ранее уже были построены некоторые модули орбитальной станции «Мир». Значительным преимуществом этой технологии было полное энергетическое снабжение за счёт солнечных батарей, а также наличие собственных двигателей, позволяющих маневрирование и корректировку положения модуля в пространстве. Стартовая масса аппарата составляла 20,2646 тонн.

Модуль имеет цилиндрическую форму с шарообразным головным отсеком и конической кормой, его длина - 12,6 м при максимальном диаметре 4,1 м. Две солнечных батареи, габариты которых составляют 10,7 м х 3,3 м, создают среднюю мощность в размере 3 киловатт. Энергия сохраняется в шести аккумуляторных никель-кадмиевых батареях. «Заря» оснащена 24 средними и 12 малыми двигателями для корректировки пространственного положения, а также двумя крупными двигателями для орбитальных манёвров. 16 баков, закреплённых снаружи модуля, могут содержать до шести тонн топлива. Для дальнейшего расширения станции, «Заря» имеет три стыковочных узла.

Модуль 77КМ № 17501 «Заря» создан с использованием материалов и комплектующих российского производства на базе тяжелой многоцелевой платформы, применявшейся на Транспортных кораблях снабжения 11Ф72 и успешно прошедшей испытания в составе орбитальных станций «Салют-6, Салют-7» в 1981-87 гг. 

Через 15 дней, после успешного запуска к «Заре», в рамках полёта шаттла «Индевор» STS-88 к пассивному с андрогинно-периферийному агрегату стыковки модуля «Заря» через переходник PMA-1 был присоединён первый американский модуль «Юнити». Извлечение «Юнити» из грузового блока и подведение его к АПАС модуля «Заря» производилось с помощью манипулятора «Канадарм» шаттла «Индевор». В течение трёх выходов в открытый космос «Юнити» был подключён к системам электропитания и коммуникации «Зари», смонтировано внешнее оборудование.

До лета 2000 г. "Заря" выполняла функции электроснабжения станции, а также управления ориентацией и поддержания температурного режима. После стыковки с модулем "Звезда" 26 июля 2000 г. болшинство этих функций были переданы с "Зари" на новый компонент станции. По мере расширения станции и оставшиеся функции были переданы другим модулям. Неизменной остается функция модуля как хранилища топлива и склад. Также "Заря" содержит пространство для автоматические проводящихся экспериментов. 18 мая 2010 г. на надирный порт был установлен малый исследовательский модул "Рассвет".

 

tcagi

19 ноября 1943 года в Центаральном аэродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского ("ЦАГИ") был образован реактивный отдел.

Основными направлениями деятельности были: теоретические, эскпериментальные и прикладные исследования в области аэродинамики и динамики полета, систем управления, прочности и аэроупругости, аэротермодинамики и газовой динамики, перспективных летательных аппаратов, уникальных экспериментальных установок, гидродинамики и аэроаукистики, в том числе разработки в области нанотехнологий, сертификация летательных аппаратов, заключения по прочности и аэродинамике, проектирование аэродинамических труб и стендов, разработка численных методов и программного обеспечения, внешнеэкономическая деятельность, выполнение заказов и контрактов с зарубежными заказчиками.

Декретом 1925 года НТО ВСНХ утвердил новое "Положение о ЦАГИ". Устанавливалось, что Институтом будет руководить  Коллегия в составе председателя, директора, двух его помощников, заведующих научными отделами, представителя Авиатреста и Управления ВВС.

039 006031

 

Mорской космический флот — большой отряд советских экспедиционных судов и военных кораблей, принимавший непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита СССР, обеспечении летно-конструкторских испытаний космических; аппаратов, управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, запускаемых с советских полигонов. Семнадцать научно-исследовательских судов работали в Службе космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР, участвовали в международных космических программах.
Сама идея создания Морского космического флота была высказана Главным конструктором ракетно-космических систем С. Королевым, когда появилась необходимость контроля точности падения головных частей межконтинентальных баллистических ракет в акваторию Тихого океана, а также после успешного запуска 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли.

В начале 1958 года "закрытым" постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР идея Королева была переведена в практическую плоскость. Общее руководство научными, инженерными работами по созданию первого в мире плавучего измерительного комплекса было возложено на НИИ-4 МО СССР. Так родилась научно-исследовательская работа по теме "Акватория". В ней участвовали специалисты практически всех отраслей промышленности Советского Союза.

В 1959 году возникла необходимость осуществления контроля точности падения головных частей советских баллистических ракет при их испытательных запусках в центральную часть Тихого океана. С этой целью был создан первый плавучий измерительный комплекс в составе кораблей ВМФ СССР: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан», «Чукотка». В качестве легенды этому соединению дали название «Тихоокеанская гидрографическая экспедиция-4» (ТОГЭ-4).  24 июля 1959 года на судах ТОГЭ-4 были подняты флаг Гидрографических судов ВМФ. Вскоре они под командованием капитана 1-го ранга Ю.Максюты вышли из Кроншдта, чтобы обогнув Скандинавию,перейти к месту постоянного базирования в Камчатский Вилючинск. 5 сентября 1959 года суда встали на якоря в бухте Крашенинникова.

В 1967 году под первую лунную программу СССР в Ленинграде были построены суда: командно-измерительный комплекс «Космонавт; Владимир Комаров» четыре телеметрических судна-измерителя: «Боровичи», "Невель», "Кегостров», "Моржовец». Новые суда по своему внешнему виду резко отличались от торговых судов и военных кораблей. Было принято решение о включении их в состав научных, с правом носить вымпел научно-экспедиционного флота Академии Наук СССР. Экипажи этих судов состояли из гражданских моряков Минморфлота СССР, а экспедиции формировались из числа научных сотрудников НИИ, гражданских инженеров и техников. В 1969 году для руководства и управления «Морским космическим флотом» в Москве создана «Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР» (СКИ ОМЭР АН СССР).
С 1977 по 1979 годы в состав «Морского космического флота» вошло еще четыре телеметрических судна «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Виктор Пацаев». С 1979 году и вплоть до 1995 года 11 специализированных судов Морского космического флота  обеспечивали полеты космических аппаратов различного назначения. Три крупных судна МКФ были приписаны Черноморскому пароходству СССР в Одессе, а телеметрические суда – к Балтийскому морскому пароходству СССР в Ленинграде.

 В 1984г. и 1990г. флот пополнился корабельными измерительными комплексами «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов». Главные характеристики судов космического флота - их высокая автономность и остойчивость, которые позволяли длительное время находиться в море без захода в порты для пополнения судовых запасов и не прерывать программу сеансов связи. 

С 1972 года ЦПК проводил систематическую подготовку космонавтов на Черном море к действиям на месте вынужденной посадки в экстремальных условиях. Первым кораблем обеспечения от ПСС ЧФ – ЭОС "Севан". По результатам этих испытаний были разработаны "Временная программа и методика тренировок космонавтов по действиям после посадки на море", по которым с 1972 года в Феодосийском заливе на ЭОС "Тамань"были проводились тренировки, в том числе четырех экипажей: А. Леонов – В. Кубасов; В. Лазарев – О. Макаров; А. Губарев – Г. Гречко; П. Климук – В. Севастьянов. Руководителем тренировок был лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации А. Николаев. Все мероприятия подготовки специалистов и тренировки фиксировались на киноленту, работала киносъемочная группа киностудии "Центрнаучфильм". В различные годы руководителями тренировок были летчики-космонавты СССР: В. Горбатко, П. Попович, В. Жолобов, Ю. Глазков, В. Джанибеков, Ю. Малышев, Ю. Романенко, а также начальники отдела ЦПК И. Давыдов, Е. Хлудеев, Н. Греков, Г. Манаков, В. Трунов. В период с 1972 по 1991 год силами черноморцев была обеспечена подготовка более 30 экипажей космонавтов как Советского Союза, так и других стран – ЧССР, ПНР, ГДР, Вьетнама, Кубы, Монголии, Болгарии, Франции, Индии, САР, Японии Англии, Австрии, Германии. Отрабатывались экипажи космических кораблей "Союз", "Союз"–"Аполлон", "Алмаз", ДОС-7К, "Союз-Т", "Буран". 

До настоящего времени сохранилось только два НИС - «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». Они периодически привлекаются к работам по международной космической станции, но не выходят в море. НИС «Космонавт Виктор Пацаев» пришвартован к стенке музея Мирового океана в г. Калининграде. Усилиями этого музея на борту "Космонавта Виктора Пацаева" создана выставка достижений отечественной космонавтики, а в спортзале судна функционирует мини-планетарий. Живой экспонат - корабль науки используется в качестве плавучего музея, открытого для экскурсий. В составе Тихоокеанского флота ВМФ России несёт службу корабль измерительного комплекса ТОФ (КИК) «Маршал Крылов».

Чтобы сохранить память об уникальном Морском космическом флоте моряки-ветераны Атлантического и Тихоокеанского флота объединились в Клуб ветеранов Морского космического флота (КФМКФ), президент Клуба - Капитанов Анатолий Александрович. В 2000 году в инициативном порядке КВМКФ создал Музей Космического Флота (МКФ). Его экспозиция постоянно дополняется и совершенствуется. В 2002 году музей принят в «Ассоциацию музеев космонавтики России». За время существования музея его посетили десятки тысяч человек. Адрес музея: Москва, Пятницкое ш., дом 45. Посещение бесплатное. 

Сегодня история Морского космического флота по-прежнему будоражит внимание студенчества и молодых исследователей, в начале 2021 года она стала темой проекта двух студенток журфака МГУ имени М.В. Ломоносова  "Жизнь глазами моряков" (Захватывающая история Морского космического флота, людей, его создавших, служивших и работавших на нем").

gird2

18 ноября 1931 года при Осоавиахиме были организованы московская (ГИРД) и ленинградская группы изучения реактивного движения — научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация, занимавшаяся разработкой ракет и двигателей к ним.

ГИРД, получившая название центральной, оказывала помощь группам и кружкам по изучению реактивного движения в других городах СССР. В 1934 году ГИРД и ГДЛ были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Пропагандистские и просветительные функции возложены на вновь организованную Реактивную группу Центрального совета Осоавиахима, успешно продолжавшую работать до конца 1930-х годов и создавшую ряд оригинальных небольших экспериментальных ракет.

В Технический Совет ГИРД входили С. П. Королёв, Н. И. Ефремов, Н. А. Железников, Л. К. Корнеев, Ю. А. Победоносцев, М. К. Тихонравов, Ф. А. Цандер, А. В. Чесалов и Е. С. Щетинков. Группа состояла из 4 бригад, занимающихся различными задачами: двигателями, изделиями на основе двигателей, воздушные реактивные двигатели, конструкции летательных аппаратов. 

1 мая 1932 года начальником ГИРДа назначен С. П. Королёв, после чего работы развернулись полным ходом. В короткие сроки были созданы двигатели ОР-2.Также группой был создан двигатель с индексом 10 для ракеты ГИРД-Х. С августа 1932 года финансирование было получено от Группы управления военных изобретений (маршал Тухачевский).