Четверг, 14 января 2021 17:29

ЖИЗНЬ НА ВЕНЕРЕ, СИГНАЛ "WOW!" И СВЕРХОБИТАЕМЫЕ ПЛАНЕТЫ: ГЛАВНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ 2020 ГОДА

В уходящем году астрономы и планетологи сделали несколько важных открытий. В атмосфере Венеры выявили признаки жизни, бы найден источник внеземного сигнала "Wow!" и открыты 24 планета, более благоприятные для жизни, чем Земля. "МИР 24" составил топ-10 главных новостей из мира космоса.

Обнаружение признака жизни на Венере стало одной из самых громких научных новостей 2020 года. В атмосфере планеты выявили фосфин. Это вещество может иметь биологическое происхождение и возникнуть в результате жизнедеятельности неких неизвестных пока организмов. Известно, что атмосфера Венеры состоит преимущественно из углекислого газа и азота. Но бактерии-экстремофилы способны выживать даже в таких условиях. Позднее стало известно, что на Венере открыли еще один "маркер жизни" - глицин. Эта аминокислота была зафиксирована в экваториальной области.

Аппарат "Voyager-2", который в 2018 году покинул Солнечную систему, передал ученым новые данные о межзвездном пространстве. Измерения показали, что по мере удаления от Солнца пространство становится все более плотным. Количество электронов возросло с 0,039-0,055 до 0,12-0,13 на кубический сантиметр. Ученые не смогли сказать, с чем связаны такие колебания. Предположительно, причина заключается в магнитном поле или межзвездном ветре.

В 2020 году ученые заново рассчитали траекторию астероида Апофис и пришли к выводу, что он может столкнуться с Землей. Космический объект приблизится к нашей планете 13 апреля 2029 года. Он будет виден невооруженным глазом, но пройдет на безопасном расстоянии. Однако во время следующего сближения, в 2068 году, может произойти катастрофа. Диаметр астероида составляет около 300 метров. Он относится к группе атонов - астероидов, пересекающих орбиту Земли с внутренней стороны. Предварительные расчеты показали, что мощность взрыва в случае его падения на Землю составит более 500 мегатонн (для сравнения, падение Тунгусского метеорита оценивается в 10-40 мт, а извержение вулкана Кракатау - в 200 мт).
Астроном-любитель раскрыл тайну загадочного радиосигнала "Wow!", зафиксированного еще в 1977 году. Многие исследователи полагали, что он имеет внеземное происхождение. Установить источник сигнала не могли более сорока лет. Проведенное в 2020 году исследование показало, что он, скорее всего, исходил от звезды, похожей на Солнце. Это светило располагается в созвездии Стрельца на расстоянии 1800 световых лет от Земли. Ученые отметили, что и масса, и светимость звезды сравнимы с солнечными. Но неизвестно, есть ли вокруг нее система планет.

В день зимнего солнцестояния, 21 декабря, Юпитер и Сатурн подойдут чрезвычайно близко друг к другу. В последний раз планеты занимали такое положение еще в Средневековье, 4 марта 1226 года. Пронаблюдать за необычным явлением можно будет практически из любой точки земного шара. Ученые отметили, что планеты начали сближаться еще летом, а к концу декабря видимое расстояние между ними составит менее одного диаметра полной луны. Для зрителей Юпитер и Сатурн будут выглядеть как двойная планета. Следующее сближение случится только в 2400 году.
Астрономы обнаружили 24 планеты, более благоприятные для жизни, чем Земля. Они обладают более теплым и влажным климатом и больше по размерам. Они вращаются вокруг стабильных звезд с более долгим жизненным циклом, чем у Солнца. Планеты условно назвали "сверхобитаемыми". Все они расположены на расстоянии не менее 100 световых лет от Земли. Ученые отметили, что, несмотря на подходящие условия, жизни там может и не быть. Они намерены продолжать исследования этих космических тел при помощи телескопов нового поколения.

В 2020 году астрономы открыли ближайшую к Земле черную дыру. Она расположена всего в 1000 световых лет и могла бы быть видна невооруженным глазом, если бы излучала свет. Черная дыра в четыре раза массивнее Солнца, но неактивна. Обнаружили ее случайно. Ученые обратили внимание на систему двойных звезд, одна из которых вращалась вокруг пустого пространства. Исследователи пришли к выводу, что там находится мощный объект притяжения. По расчетам ученых, всего в Млечном Пути может находиться около 100 миллионов маленьких черных дыр, но найдено пока менее ста из них.

Космическое агентство NASA отправило к Марсу новый беспилотный аппарат. Марсоход Perseverance стартовал 30 июня 2020 года. По плану, он должен совершить посадку на Красную планету 18 февраля 2021 года. Аппарат будет изучать кратер Езеро (Озеро). По мнению ученых, несколько миллиардов лет назад там располагался водоем, и в отложениях могли сохраниться следы жизни. Perseverance соберет образцы грунта и поместит их на хранение. Предполагается, что в ходе будущих миссий их удастся изъять и отправить на Землю для изучения. Вместе с ровером на Марсе будет работать автономный вертолет, исследующий атмосферу.
Американские ученые представили официальный доклад по поискам внеземной жизни. Они пронаблюдали за 20 ближайшими к Солнцу звездами, ища радиосигналы в С-диапазоне (от 4 до 8 ГГц). Ученые предположили, что если где-то существуют высокоразвитые цивилизации, то они должны поймать сигнал с Земли и отправить ответ. Но поиски оказались напрасными, ни одного ответного сигнала поймано не было. Впрочем, астрономы не собираются прекращать поиски. К настоящему моменту люди смогли изучить лишь ничтожную часть Вселенной, и нельзя исключать, что где-то в пока неведомых нас областях существует разумная жизнь.

Астрономы Европейской южной обсерватории открыли самую быструю звезду Млечного Пути. Ее скорость достигает 8% скорости света (24 тысячи километров в секунду). Звезда S4714 вращается вокруг сверхмассивной черной дыры Стрелец А* и приближается к ней на рекордные 1,9 млрд км. В этой точке она и разгоняется до экстремальных скоростей. Полный оборот вокруг дыры занимает у звезды всего 7,6 земных лет. Ученые отметили, что следующее сближение между ними произойдет в 2029 году.

Мир24 (mir24.tv), Москва