039 006031

 

Mорской космический флот — большой отряд советских экспедиционных судов и военных кораблей, принимавший непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита СССР, обеспечении летно-конструкторских испытаний космических; аппаратов, управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, запускаемых с советских полигонов. Семнадцать научно-исследовательских судов работали в Службе космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР, участвовали в международных космических программах.
Сама идея создания Морского космического флота была высказана Главным конструктором ракетно-космических систем С. Королевым, когда появилась необходимость контроля точности падения головных частей межконтинентальных баллистических ракет в акваторию Тихого океана, а также после успешного запуска 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли.

В начале 1958 года "закрытым" постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР идея Королева была переведена в практическую плоскость. Общее руководство научными, инженерными работами по созданию первого в мире плавучего измерительного комплекса было возложено на НИИ-4 МО СССР. Так родилась научно-исследовательская работа по теме "Акватория". В ней участвовали специалисты практически всех отраслей промышленности Советского Союза.

В 1959 году возникла необходимость осуществления контроля точности падения головных частей советских баллистических ракет при их испытательных запусках в центральную часть Тихого океана. С этой целью был создан первый плавучий измерительный комплекс в составе кораблей ВМФ СССР: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан», «Чукотка». В качестве легенды этому соединению дали название «Тихоокеанская гидрографическая экспедиция-4» (ТОГЭ-4).  24 июля 1959 года на судах ТОГЭ-4 были подняты флаг Гидрографических судов ВМФ. Вскоре они под командованием капитана 1-го ранга Ю.Максюты вышли из Кроншдта, чтобы обогнув Скандинавию,перейти к месту постоянного базирования в Камчатский Вилючинск. 5 сентября 1959 года суда встали на якоря в бухте Крашенинникова.

В 1967 году под первую лунную программу СССР в Ленинграде были построены суда: командно-измерительный комплекс «Космонавт; Владимир Комаров» четыре телеметрических судна-измерителя: «Боровичи», "Невель», "Кегостров», "Моржовец». Новые суда по своему внешнему виду резко отличались от торговых судов и военных кораблей. Было принято решение о включении их в состав научных, с правом носить вымпел научно-экспедиционного флота Академии Наук СССР. Экипажи этих судов состояли из гражданских моряков Минморфлота СССР, а экспедиции формировались из числа научных сотрудников НИИ, гражданских инженеров и техников. В 1969 году для руководства и управления «Морским космическим флотом» в Москве создана «Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР» (СКИ ОМЭР АН СССР).
С 1977 по 1979 годы в состав «Морского космического флота» вошло еще четыре телеметрических судна «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Виктор Пацаев». С 1979 году и вплоть до 1995 года 11 специализированных судов Морского космического флота  обеспечивали полеты космических аппаратов различного назначения. Три крупных судна МКФ были приписаны Черноморскому пароходству СССР в Одессе, а телеметрические суда – к Балтийскому морскому пароходству СССР в Ленинграде.

 В 1984г. и 1990г. флот пополнился корабельными измерительными комплексами «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов». Главные характеристики судов космического флота - их высокая автономность и остойчивость, которые позволяли длительное время находиться в море без захода в порты для пополнения судовых запасов и не прерывать программу сеансов связи. 

С 1972 года ЦПК проводил систематическую подготовку космонавтов на Черном море к действиям на месте вынужденной посадки в экстремальных условиях. Первым кораблем обеспечения от ПСС ЧФ – ЭОС "Севан". По результатам этих испытаний были разработаны "Временная программа и методика тренировок космонавтов по действиям после посадки на море", по которым с 1972 года в Феодосийском заливе на ЭОС "Тамань"были проводились тренировки, в том числе четырех экипажей: А. Леонов – В. Кубасов; В. Лазарев – О. Макаров; А. Губарев – Г. Гречко; П. Климук – В. Севастьянов. Руководителем тренировок был лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации А. Николаев. Все мероприятия подготовки специалистов и тренировки фиксировались на киноленту, работала киносъемочная группа киностудии "Центрнаучфильм". В различные годы руководителями тренировок были летчики-космонавты СССР: В. Горбатко, П. Попович, В. Жолобов, Ю. Глазков, В. Джанибеков, Ю. Малышев, Ю. Романенко, а также начальники отдела ЦПК И. Давыдов, Е. Хлудеев, Н. Греков, Г. Манаков, В. Трунов. В период с 1972 по 1991 год силами черноморцев была обеспечена подготовка более 30 экипажей космонавтов как Советского Союза, так и других стран – ЧССР, ПНР, ГДР, Вьетнама, Кубы, Монголии, Болгарии, Франции, Индии, САР, Японии Англии, Австрии, Германии. Отрабатывались экипажи космических кораблей "Союз", "Союз"–"Аполлон", "Алмаз", ДОС-7К, "Союз-Т", "Буран". 

До настоящего времени сохранилось только два НИС - «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». Они периодически привлекаются к работам по международной космической станции, но не выходят в море. НИС «Космонавт Виктор Пацаев» пришвартован к стенке музея Мирового океана в г. Калининграде. Усилиями этого музея на борту "Космонавта Виктора Пацаева" создана выставка достижений отечественной космонавтики, а в спортзале судна функционирует мини-планетарий. Живой экспонат - корабль науки используется в качестве плавучего музея, открытого для экскурсий. В составе Тихоокеанского флота ВМФ России несёт службу корабль измерительного комплекса ТОФ (КИК) «Маршал Крылов».

Чтобы сохранить память об уникальном Морском космическом флоте моряки-ветераны Атлантического и Тихоокеанского флота объединились в Клуб ветеранов Морского космического флота (КФМКФ), президент Клуба - Капитанов Анатолий Александрович. В 2000 году в инициативном порядке КВМКФ создал Музей Космического Флота (МКФ). Его экспозиция постоянно дополняется и совершенствуется. В 2002 году музей принят в «Ассоциацию музеев космонавтики России». За время существования музея его посетили десятки тысяч человек. Адрес музея: Москва, Пятницкое ш., дом 45. Посещение бесплатное. 

Сегодня история Морского космического флота по-прежнему будоражит внимание студенчества и молодых исследователей, в начале 2021 года она стала темой проекта двух студенток журфака МГУ имени М.В. Ломоносова  "Жизнь глазами моряков" (Захватывающая история Морского космического флота, людей, его создавших, служивших и работавших на нем").

 

tcagi

19 ноября 1943 года в Центаральном аэродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского ("ЦАГИ") был образован реактивный отдел.

Основными направлениями деятельности были: теоретические, эскпериментальные и прикладные исследования в области аэродинамики и динамики полета, систем управления, прочности и аэроупругости, аэротермодинамики и газовой динамики, перспективных летательных аппаратов, уникальных экспериментальных установок, гидродинамики и аэроаукистики, в том числе разработки в области нанотехнологий, сертификация летательных аппаратов, заключения по прочности и аэродинамике, проектирование аэродинамических труб и стендов, разработка численных методов и программного обеспечения, внешнеэкономическая деятельность, выполнение заказов и контрактов с зарубежными заказчиками.

Декретом 1925 года НТО ВСНХ утвердил новое "Положение о ЦАГИ". Устанавливалось, что Институтом будет руководить  Коллегия в составе председателя, директора, двух его помощников, заведующих научными отделами, представителя Авиатреста и Управления ВВС.

 lunohod 1

17 ноября 1970 года начал работу на Луне первый в мире самоходный аппарат «Луноход-1».

Идея создания Лунохода родилась в 1965 г. в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С.П. Королева). Создание аппарата было поручено Машиностроительному заводу им. С.А. Лавочкина (сегодня НПО им. С.А. Лавочкина) и ВНИИ-100 (сегодня ОАО «ВНИИТрансмаш»). Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина отвечал за разработку всего космического комплекса, в том числе и за создание Лунохода, а ВНИИ-100 — за конструирование самоходного шасси с блоком автоматического управления движением и системой безопасности движения.

В рамках советской лунной программы луноходу отводилось немаловажное место - два самоходных аппарата должны были детально обследовать предполагаемые районы прилунения и сыграть роль радиомаяков при посадке лунного корабля. Планировалось использовать луноход для транспортировки космонавта по поверхности Луны.

gird2

18 ноября 1931 года при Осоавиахиме были организованы московская (ГИРД) и ленинградская группы изучения реактивного движения — научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация, занимавшаяся разработкой ракет и двигателей к ним.

ГИРД, получившая название центральной, оказывала помощь группам и кружкам по изучению реактивного движения в других городах СССР. В 1934 году ГИРД и ГДЛ были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Пропагандистские и просветительные функции возложены на вновь организованную Реактивную группу Центрального совета Осоавиахима, успешно продолжавшую работать до конца 1930-х годов и создавшую ряд оригинальных небольших экспериментальных ракет.

В Технический Совет ГИРД входили С. П. Королёв, Н. И. Ефремов, Н. А. Железников, Л. К. Корнеев, Ю. А. Победоносцев, М. К. Тихонравов, Ф. А. Цандер, А. В. Чесалов и Е. С. Щетинков. Группа состояла из 4 бригад, занимающихся различными задачами: двигателями, изделиями на основе двигателей, воздушные реактивные двигатели, конструкции летательных аппаратов. 

1 мая 1932 года начальником ГИРДа назначен С. П. Королёв, после чего работы развернулись полным ходом. В короткие сроки были созданы двигатели ОР-2.Также группой был создан двигатель с индексом 10 для ракеты ГИРД-Х. С августа 1932 года финансирование было получено от Группы управления военных изобретений (маршал Тухачевский).

 venera 316 ноября 1965 года была запущена станция «Венера-3» - советская автоматическая межпланетная станция типа 3МВ, предназначенная для исследования планеты Венера, которая несла спускаемый аппарат вместо фототелевизионной установки.

Станция «Венера-3» достигла планеты Венера 1 марта 1966 года.

Вес космического аппарата "Венеры-3" - 960 кг. На станции была установлена телевизионная система и научные приборы.  За время полёта с "Венерой-3" было проведено 63 сеансов связи. Поскольку система управления станцией вышла из строя ещё до её подлёта к Венере, станция не передала никаких данных о Венере. 

"Венерой-3" были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца. Большой объём измерений во время полёта представил собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелётов. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, космические радиоизлучения и микрометеориты.