Роль и значение МАКД в развитии ракетно-космической промышленности

В современных условиях в связи с обострением конкуренции на мировом рынке космических технологий и услуг, необходимостью повышения эффективности и качества создаваемой ракетно-космической техники требуется усиление координации всех участников космической деятельности. Анализ мировых процессов убедительно показывает необходимость концентрации усилий всех участников космической деятельности вне зависимости от их организационно-правовых форм.

Назрела необходимость создания самоорганизующейся организации, способной обеспечить защиту прав и законных интересов своих членов, эффективное представление их в государственных и иных органах и организациях, в том числе международных.

Необходимо отметить, что возможности государственного управления достаточно серьезны и остаются самым эффективным инструментом в реализации экономических программ в сфере космической деятельности. Предприятия ракетно-космической промышленности являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, в своей экономической деятельности руководствуются нормативно-правовыми актами, действующими в установленной сфере деятельности. По мере проведения акционирования государственных унитарных предприятий будет возрастать самостоятельность этих предприятий и вместе с тем расти ответственность за результаты экономической деятельности.

Сегодня предприятия все больше испытывают потребность в объединении усилий для достижения отраслевых интересов и интересов самого предприятия. Это взаимосвязь интересов будет только усиливаться по мере развития экономики государства. В свою очередь, будет неуклонно повышаться роль негосударственных форм координированного управления предприятиями, в том числе и в ракетно-космической промышленности. Создание негосударственных структур управления предприятиями необходимо для обеспечения эффективного планирования и координации деятельности по продвижению на внутренние и внешние рынки продукции, работ (услуг) в сфере космической деятельности, и это сегодня становится наиболее актуально.

В соответствии с действующим законодательством коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов по договору между собой создают объединения в форме ассоциаций, которые выступают сами как юридические лица и действуют в рамках полномочий, определенных их участниками.

Такое организационно-правовое объединение не влечет для юридических лиц, входящих в ассоциацию, утрату их самостоятельности (например, в отношении своего имущества, по взятым обязательствам и т.п.), не влечет изменение их правоспособности, а предоставляет им на рынке определенные возможности и преимущества: координацию совместных усилий в реализации проектов, обмен опытом, получение нужной информации, мобилизацию сил и средств, совместное представительство и многое другое.

Ассоциации создаются по признакам организационной, профессиональной или отраслевой общности, а также по территориальному и иным признакам. Для ассоциации доминирующим признаком объединения является однотипный состав участников и/или общность целей объединения. Одно и то же юридическое лицо одновременно может состоять в нескольких ассоциациях и союзах, достигая свои цели и решая различные задачи.

В перспективе роль и значение ассоциаций предприятий в России могут и должны резко возрасти, считают эксперты отечественного рынка. Сегодня в Российской Федерации созданы и функционируют более 5.000 ассоциаций, в большей части созданных по отраслевому, профессиональному и региональному признакам (Ассоциация российских банков, грузоперевозчиков, ассоциации различных уровней бизнеса (малого, среднего, в различных регионах), ассоциации участников фондового, сырьевого рынка, горнопромышленников и мн. др.). Постепенная «социализация» бизнеса — неизбежное явление в российской жизни, это тенденция развития мировой экономики. Например, европейская космическая промышленность интегрируется на уровнях агентств и некоммерческих ассоциаций, что позволяет обеспечить как централизованное управление, так и взаимную поддержку предприятий.

Так, Германская ассоциация аэрокосмических предприятий (BDLI), входящая в состав Европейской ассоциации аэрокосмических и оборонных предприятий (ASD), обеспечивает обмен технической и юридической информацией между германскими предприятиями, наряду с выработкой консолидированных обращений и рекомендаций германскому правительству и парламенту, а также обеспечивает соблюдение интересов германской промышленности на европейском уроне.

В настоящее время государственными органами власти эффективно обеспечивается взаимодействие национальных участников космической деятельности с европейскими и другими зарубежными партнерами на уровне агентств и отдельных предприятий. В свою очередь, объединение в ассоциацию предприятий ракетно-космической промышленности позволит использовать международный опыт и ресурс взаимодействия производителей ракетно-космической техники и технологий, оптимизирует их затраты при реализации дорогостоящих космических программ.

Российским законодательством, по сути, стимулируется создание объединений коммерческих организаций в форме ассоциаций, антимонопольное регулирование в основном сводится к ограничению ряда действий ассоциаций, связанных с определением цен на выпускаемую продукцию, ограничением доступа на рынок работ, услуг по космической тематике, разделом рынка.

Предпринимательские объединения со временем могут взять на себя заметную часть функций действующих органов власти. Причем позитивный эффект от такого делегирования полномочий не ограничится возможным сокращением административного аппарата. Повысится прозрачность органов власти — соответственно возрастет и общая эффективность их работы, а значит, меньше будет поводов для социального недовольства.

12 сентября 2005 года по инициативе ведущих российских предприятий ракетно-космической промышленности и предприятий, связанных с обеспечением космической деятельности, была создана Международная ассоциация участников космической деятельности (МАКД) с размещением ее органов управления в городе Москве.

Деятельность МАКД определяется законодательством Российской Федерации, нормами Международного права и внутренними документами самой организации.

МАКД создана как некоммерческое объединение предприятий на добровольной основе для объединения усилий при реализации совместных проектов развития ракетно-космической промышленности, координации предпринимательской деятельности и продвижения продукции и услуг в сфере космической деятельности на мировые рынки.

Ассоциация объединила акционерные общества и унитарные предприятия, занимающиеся разработкой, производством ракетно-космической техники и оказанием услуг в сфере космической деятельности, а также открыта для зарубежных участников космической деятельности, желающих принять участие в реализации совместных космических программ.

Созданная Ассоциация оказывает практическую помощь предприятиям, в частности, в координации их деятельности, реализации проектов, обмене опытом, подготовке кадров, предоставлении информации, организации заказов, сбыта, рекламы, мобилизации сил и средств, совместном представительстве предприятий ракетно-космической промышленности на рынках и многое другое. Например, в области финансирования бизнес-проектов: привлечение дополнительных ресурсов, пополнение оборотного капитала предприятия.

Деятельность МАКД поможет сохранить целостность ракетно-космической отрасли, защитить ее от каких-либо попыток необдуманного реформирования, наладить и поддерживать постоянный диалог с государственными структурами, повысить роль и значение ракетно-космической промышленности в обществе, а также расширить международное сотрудничество в сфере космической деятельности.

Ассоциации будет легче отстаивать интересы каждого члена объединения через работу с представительными и исполнительными структурами власти, участие в законотворческой деятельности, лоббирование конкретных тем и т.п.

Организационно-правовая форма Ассоциации — некоммерческая организация — не препятствует объединению для достижения уставных целей заниматься предпринимательской деятельностью. Статьей 24 Закона РФ «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Отправным положением здесь является то, что полученные доходы ассоциация направляет на нужды объединения в целом.