Третейский суд при МАКД

Международная ассоциация участников космической деятельности создана в конце 2005 года для координации предпринимательской деятельности членов ассоциации, защиты их прав и интересов в государственных и иных органах и организациях, в том числе международных. При этом, естественно, устанавливаются определенные условия взаимодействия, определяются механизмы и правила, различная трактовка которых может вызвать разногласия и споры, разрешить которые часто оказывается правильнее и удобнее в третейском суде.

Этим, однако, функции третейского суда не ограничиваются. Важнейшей задачей третейского суда при МАКД будет рассмотрение споров, связанных с исполнением Федеральной космической программы России, государственного оборонного заказа и международных договоров.

Почему же ассоциация считает целесообразной именно эту форму урегулирования разногласий между предприятиями и организациями ракетно-космической промышленности?

В современных условиях третейское судопроизводство является необходимой и эффективной формой защиты прав и интересов предприятий. Не случайно во многих странах мира с богатыми традициями правового регулирования коммерческой деятельности предприниматели предпочитают разрешать свои споры именно в торговых (коммерческих) судах, не входящих в государственную судебную систему и, по сути, как раз и являющихся третейскими судами.

Сегодня в российской правоприменительной практике третейские суды широко используются для разрешения различных экономических споров. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (пункт 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Третейское разбирательство основано на принципах защиты интересов конкретных участников имущественного оборота, состязательности сторон, быстроты и экономичности разбирательства. В компетенцию третейского суда входит разбирательство споров, возникающих главным образом в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств, между коммерческими организациями, а также между другими юридическими лицами, зарегистрированными в Российской Федерации или в других странах. Третейский суд рассматривает лишь экономические споры, которые отнесены законом к компетенции арбитражных судов. Ни для кого не секрет, что государственные суды в последнее время испытывают постоянное увеличение нагрузки. Например, в арбитражных судах количество рассматриваемых дел ежегодно увеличивается на 20—30%.

Такое положение дел порождает волокиту, существенно влияет на качество принимаемых судебных актов, а иногда ставит под сомнение реальность доступа к правосудию. Например, если рассматривать спор в арбитражном суде, то период времени от момента принятия иска к производству и до момента возможности возбуждения исполнительного производства может составить около девяти месяцев (когда дело будут рассматривать все три судебные инстанции — первая, апелляционная и кассационная). А применительно к процедуре третейского разбирательства такой период времени не превысит двух-трех месяцев. Спор по существу разрешается избранным сторонами или назначенным составом третейского суда в одной инстанции.

Третейский суд не находится в отношениях подчиненности с какими-либо государственными органами, однако он признается и поддерживается государством в качестве правоприменительного органа, осуществляющего правосудие. Процедура третейского разбирательства позволяет самим участникам спора избрать себе судей, квалификации и опыту которых они действительно доверяют, гарантирует им защиту интересов, включая коммерческую тайну, предоставляет более широкие возможности для достижения различных форм компромиссов: мирового соглашения, отказа от взыскания с ответчика штрафных санкций (по договоренности сторон) и т.п. Важнейшими источниками принимаемых третейским судом решений являются договоры (контракты) самих сторон и торговые (коммерческие) обычаи и обыкновения.

Обязательным условиемпринятия дела к производству в третейском суде является соглашение об этом самих спорящих сторон. Для обращения в третейский суд не требуется предварительного порядка урегулирования спора самими сторонами (претензионный порядок).

В процессе третейского разбирательства сторонам спора обеспечивается полное процессуальное равенство. При этом каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Третейский суд вправе, но не обязан требовать предоставления дополнительных доказательств и, основываясь на принципе состязательности, может принять решение по представленным сторонами материалам.

Третейское разбирательство проводится устно, однако по желанию сторон с ведением протокола, и основывается на представленных сторонами письменных доказательствах (хотя и не исключает выслушивания при необходимости экспертов или свидетелей). Посторонние лица допускаются на разбирательство лишь по обоюдному согласию сторон, поэтому обычно разбирательство носит закрытый характер и гарантирует сторонам соблюдение коммерческой и иной тайны. Отношения конфиденциальности между сторонами и судьей (судьями) создают условия для более полного и всестороннего разрешения возникшего между сторонами конфликта. Кроме того, гласность процедуры разбирательства в государственных судах далеко не всегда способствует сохранению коммерческой тайны или иной информации, разглашение которой также может причинить ущерб деятельности юридических лиц и предпринимателей.

Какими же особенностями будет отличаться третейский суд МАКД? В соответствии с подготовленным регламентом третейского суда МАКД разрешение в нем конкретного спора не должно занимать более двух месяцев с момента образования состава суда (или назначения единоличного судьи). При этом члены ассоциации освобождаются от уплаты третейского сбора при обращении в суд, для остальных участников судебного разбирательства размер третейского сбора устанавливается значительно ниже размера госпошлины в арбитражном суде.

Принятие решения третейским судом в пределах его компетенции исключает возможность обращения с иском о том же предмете и по тем же основаниям в государственный арбитражный суд. Оно имеет обязательный характер и подлежит добровольному исполнению в срок, установленный в самом решении, либо немедленно. В случае неисполнения ответчиком решения третейского суда добровольно истец получает исполнительный документ, подлежащий принудительному исполнению службой судебных приставов-исполнителей, при этом исполнительный лист на принудительное исполнение решения выдается арбитражным судом, на территории которого находится третейский суд независимо от установленной для него подсудности споров. Таким образом, решение третейского суда по своей юридической силе не уступает обычному судебному решению.

При разрешении спора применяется российское законодательство (если только стороны договора не согласовали в нем применение права другого государства либо к нему отсылает международное соглашение или коллизионная норма), но прежде всего при разрешении спора принимается во внимание содержание соответствующего договора.

Все это призвано обеспечивать реализацию принципов быстроты и экономичности в разрешении споров третейским судом.

Общее собрание членов Международной ассоциации участников космической деятельности 24 марта 2006 года рассмотрело вопрос о необходимости и целесообразности создания третейского суда и приняло решение об учреждении постоянно действующего третейского суда при ассоциации с целью защиты прав и интересов членов ассоциации при разрешении экономических споров, возникающих при осуществлении ими космической деятельности, и в соответствии с федеральным законом от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».