Четверг, 27 декабря 2018 13:05

По инициативе МАКД состоялся Круглый стол: Воздушный старт. Инновационный потенциал внедрения авиационно-космических и цифровых технологий.

Технология воздушного старта и авиационно-космических систем малого и легкого класса стала главной темой круглого стола МАКД, состоявшегося 19 декабря в Госкорпорации «Роскосмос». В обсуждении приняли участие более тридцати представителей предприятий ракетно-космической промышленности и авиационной отрасли, специалисты Госкорпорации «Роскосмос», ученые РАН, вузовских и аэрокосмических научных центров, а также СМИ.

Со вступительным словом к участникам Круглого стола обратился президент МАКД Виктор Кривопусков, который отметил, что миссия МАКД как отраслевого института развития заключается в профессиональном содействии предприятиям и организациям РКП в вопросах инновационного развития и диверсификации, внедрения цифровой экономики, продвижения их продукции и услуг на отечественные и мировые рынки. В этой связи основой деятельности МАКД является содействие политике ГК «Роскосмос» в применении предприятиями РКП смежных технологий и технологий государственно-частного партнерства, расширении участников космической деятельности за счет предприятий других отечественных отраслей и малого и среднего бизнеса, а также широкого вовлечения молодежи в разработку и реализацию прорывных проектов в космической сфере.

С презентацией «Технология воздушного старта и авиационно-космических систем малого и легкого класса», выступил вице-президент МАКД Валентин Уваров. Он подчеркнул, что переход космической отрасли на новый технологический уклад связан с созданием новых и разнообразных технологий средств выведения, отличающихся высокой эффективностью и большим инновационным ресурсом, в том числе с учетом имеющегося, но еще не реализованного прогрессивного потенциала. Сегодня эта тема, по мнению многих экспертов и специалистов, для российской космонавтики представляется актуальной, перспективной и выгодной для рынка стартовых услуг, в том числе зарубежного.

В представленной презентации вниманию собравшихся были предложены два типа авиационно-космических систем: АКС малого класса на основе самолета-носителя МиГ-31 и АКС легкого класса на основе самолета Ил-76/А-50. Валентин Уваров отметил, что здесь, прежде всего, необходимо широкое внедрение цифровых технологий, а также переход ракетно-космической промышленности на технологии роботизированного производства. По его словам, для реализации этого проекта не только можно, но и реально создать кооперацию предприятий-участников проекта, сформировать межотраслевую систему управления, привлечь внебюджетные источники финансирования.

Новая технология АКС позволитпо сравнению с традиционной ракетой-носителем в 2-2,5 раза увеличить массу полезной нагрузки. Важно, что итогом успешной реализация этой технологии должно стать создание под эгидой России инфраструктуры международных космических центров для обеспечения гарантированного доступа в космос многих стран мира. Презентация показала технологические, конструкционные, организационные и финансовые стороны воздушного старта.

Участники Круглого стола заинтересованно восприняли инициативу МАКД, одобрительно оценили актуальность темы и представленную презентацию.

Представитель ФГУП ЦНИИмаш Юрий Кузнецов, например, рассказал об энергетических возможностях отечественных ракет-носителей легкого класса по выведению космических аппаратов на орбиту. Он сообщил, что по результатам проведенных специалистами ЦНИИмаш, одним из наиболее перспективных способов повышения эффективности отечественных космических технологий признано создание ракеты-носителя сверхлегкого класса. Она может быть создана на базе инновационных технологий и материалов с использованием ракетного горючего на базе сжиженного газа, ЖРД с электроприводом. В тоже время при должной проработке имеющегося задела по средствам выведения легкого класса имеются предпосылки разработки АКС с улучшенными эксплуатационными характеристиками, включая многоразовую первую ступень, оснащенную самолетной системой спасения. Признал также достаточную экономическую перспективу.

Начальник проектного отдела АО «ГРЦ имени академика В.Л. Макеева» Сергей Маханьков высказался о наработках своего предприятия по проектированию комплексов воздушного базирования. В своей презентации он представил ракету-носитель «Полет» и проект «Аэростарт» на базе самолета Ил-76 с описанием фаз пуска ракет.

Национальный исследовательский университет МАИ был представлен сразу двумя выступающими – Александром Боровиковым и Алексеем Николаевым. Боровиков говорил о накопленных компетенциях в области многоразовых космических транспортных систем (МКТС) с учетом задач космической деятельности и привел в качестве примера организационную структуру программы «Орел-2.1».

Алексей Николаев, свою очередь, сообщил о разработке проекта многоразового транспортного космического корабля с аэродинамически несущим корпусом. Он перечислил проблемы существующих типов спускаемых аппаратов, обозначил задачи проекта и привел результаты расчета и продувок проектируемого аппарата, а также для сравнения аэродинамические характеристики самых известных летательных аппаратов, таких как «Союз», «Аполлон», «Спейс-Шаттл и «Буран».

Кирилл Блохин из петербургского ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» сообщил об инновационной разработке своего предприятия – экологически чистом жидком ракетном монотопливе, известном как «Зеленое топливо». По его словам, «Зеленое топливо» отличается высоким удельным импульсом тяги, большой плотностью и низкой температурой замерзания, что немаловажно для АКС.

С романтическим, но с хорошо изложенным докладом, посвященным использованию дирижаблей как возможной площадки для воздушного старта, выступил заместитель начальника отдела АО «НПО Лавочкина» Дмитрий Хмель. Он привел параметры объема дирижабля, необходимые для пуска ракеты на высоте 18-23 км, а также для старта на высоте 25 км. Согласно презентации разработок на этот счет, движение дирижаблей будет осуществляться в соответствии с воздушными потоками вокруг земли, а наиболее оптимально для воздушного старта подходят широты, прилегающие к экватору.

После основательных выступлений, на Круглом столе разгорелась оживленная дискуссия о потенциалеи целесообразности применения в современных условиях авиационно-космических систем, а также о готовности существующей ракетно-космической и авиационной отрасли к этой технологии.

В завершение Круглого стола принято решение о том, что программы воздушного старта, авиационно-космических систем для ракет малого и легкого класса на основе авиационных аппаратовзаслуживают государственного внимания, как к составной части развития отечественной космонавтики, продвижения этих технологий и услуг в интересах развития экономики и регионов России, активного научно-технического и экономического международного сотрудничества.

Руководству МАКД рекомендовано подготовить обоснованный материал о состоянии и перспективах реализации проектов АКС легкого и малого классов для руководства Госкорпорации «Роскосмос», ОАК, ЦАГИ, других заинтересованных организаций, а в случае необходимости выступить по этим вопросам с законодательной инициативой. Была также высказана рекомендация о формировании в составе профильного Комитета МАКД по вопросам малой космонавтики соответствующейпостоянно действующей рабочей группы.